Карьера по диагонали

Статья для hr-portal.ru
Многие полагают, что карьерный рост в пределах одной компании — дело скучное и неблагодарное. Поэтому предпочитают перескакивать из одной компании в другую.

Но так ли все просто в «диагональной гонке»?

Тема построения карьеры вызывает сейчас еще больше вопросов, чем в докризисный период. Если до середины 2008 года основной заботой кандидата был вопрос «в каком направлении строить карьеру?», то сейчас сама возможность карьерного роста поставлена под сомнение. И это неудивительно. Кадровый рынок, хотя и демонстрирует признаки оживления, еще не в состоянии предложить тот спектр возможностей, который был доступен при «рынке кандидата». Тем не менее, планирование карьеры тем, кто в этом заинтересован, не стоит откладывать до лучших времен. Просто подходить к этому вопросу сейчас надо более щепетильно.

Прежде чем рассматривать варианты построения карьеры, надо выяснить, что означает само слово «карьера». Существуют разные мнения на этот счет. Мне ближе формулировка, данная в «Большом толковом социологическом словаре» Дэвида Джери и Джулии Джери: «Карьера (career): 1. Результат(ы) профессионального или должностного положения в жизни индивидуума». Такая трактовка термина дает представление о карьере, как о процессе целенаправленном, приводящем к определенным результатам. Хотя есть мнение, что "карьера - это весь трудовой путь человека" от начала до завершения.

В этой же формулировке сразу обозначены два основных вида развития карьеры: профессиональный (горизонтальный) и должностной (вертикальный).

Карьера горизонтальная предполагает развитие специалиста именно в профессиональном плане за счет повышения сложности и разнообразия решаемых им задач. Этот вид карьеры подобен бегу Алисы в Зазеркалье:

- У нас, - сказала Алиса, с трудом переводя дух, - когда долго бежишь со всех ног, непременно попадешь в другое место.

- Какая медлительная страна! - сказала Королева. - Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее! (Л. Кэрролл)


«Бежать быстрее» позволяет вертикальная карьера - продвижение сотрудника на более высокую должность с соответствующим изменением функционала (в сторону управленческого).

В действительности видов карьеры больше. И иногда то, что выдается за «вид», является, на самом деле, ни чем иным, как способом достижения либо профессиональной, либо должностной карьеры.

«Диагональную» карьеру, которую кто-то обозначает как отдельный вид, можно отнести к вышеописанному. Рост по диагонали - это один из способов построения должностной карьеры. И это тот случай, когда «попасть в другое место» можно вдвое быстрее. Специалист меняет должность вместе с компанией. Иными словами, переходя из компании в компанию, он «вырастает» до желаемой должности. Самая распространенная причина этому - отсутствие карьерных перспектив в «родной» организации. Ну, и желание специалиста сделать именно должностную карьеру. Справедливости ради стоит отметить, что и при построении профессиональной карьеры диагональный переход возможен. В этом случае кандидат будет менять место работы, чтобы обогатить свой профессиональный уровень за счет нового опыта. Но более характерным диагональное движение является, все же, для вертикальной карьеры.

Очевидный плюс диагонального продвижения по службе - быстрота. Как правило, в компаниях ротация персонала на управленческих позициях происходит достаточно медленно. Ждать «своей очереди» в одной компании можно годами. И есть шанс не дождаться, если в компании отсутствует практика кадрового резерва и «выращивания» талантов внутри коллектива. Да и с финансовой точки зрения диагональное перемещение может быть более привлекательным для кандидата, чем рост внутри одной организации. При переходе в другую компанию прибавку к зарплате можно получить бОльшую.

Однако и здесь не обходится без сложностей: нужно вливаться в новый коллектив, далеко не всегда радостно встречающий нового начальника, справляться со скрытой конкуренцией. Надо адаптироваться к новой корпоративной культуре, возможно, иным методам ведения бизнеса. А то и вовсе осваивать новую для себя отрасль. Поэтому, прежде чем решаться менять место работы, нужно принимать в расчет не только свои амбиции и «зарплатный аппетит», но и готовность к переменам, масштаб которых может быть больше и глубже, чем изначально предполагает кандидат.

Под влиянием кризиса «диагональный бег» кандидатов существенно замедлился. Со стороны работодателей этому способствовал и hiring freeze (приостановка найма нового персонала) прошлого года, и отказ от запуска новых проектов, и пересмотр планов развития компаний на ближайшее время. Работодатели в попытке найти «звезду» склонны тратить сейчас больше времени на поиск персонала и тщательнее «отсматривать» кандидатов. Но, что примечательно, последние тоже не торопятся менять место работы в погоне за «новым креслом». Ибо живы еще воспоминания о first come, first served - иными словами, о возможности новичкам первыми покинуть компанию, если бизнес не заладится. Поэтому сейчас обе стороны - и кандидаты, и работодатели - стали более осмотрительны при выборе друг друга, чем еще буквально пару лет назад.

Антонина Коробейникова — руководитель отдела маркетинга и PR «HPS-Group» (2010г.)

Источник: http://www.hr-portal.ru/article/karera-po-diagonali

(c) arkeltraining.com
2016 - 2017 Все права защищены. ИП Коробейникова А.Н.
Политика конфиденциальности
Made on
Tilda